Создать акаунт
sib-team » Новости экономики » В Минэкономики оценили перспективы ввода платы за углерод

В Минэкономики оценили перспективы ввода платы за углерод

Новости экономики
В Минэкономики оценили перспективы ввода платы за углерод
Хотя торговля с ЕС уже минимальна, европейский налог на углерод с импортеров может повлиять и на Россию — через дружественных партнеров. Ввод собственной платы за выбросы позволит сохранить деньги в бюджете, считают в Минэкономики
Фото: Илья Наймушин / РИА Новости

Европейский трансграничный налог на углеродные выбросы для импортеров будет влиять на Россию, даже несмотря на сведенные к минимуму торговые отношения с Европой. Отвечая на это европейское регулирование, дружественные России страны будут вводить свое углеродное ценообразование, и в этом случае издержки российских экспортеров все равно возрастут. Поэтому внедрение в России своей системы взимания платы за углерод необходимо для сохранения денег на декарбонизацию внутри страны. Такое мнение высказал первый замминистра экономического развития Илья Торосов в беседе с РБК.

С 1 октября 2023 года в Евросоюзе начал действовать механизм пограничной корректировки углеродных выбросов (CBAM). На первом этапе он обязывает импортеров некоторых видов продукции в ЕС ежеквартально отчитываться о ее углеродном следе, а с 2026 года они должны будут платить за выбросы, образовавшиеся при производстве товаров, через покупку специальных сертификатов. Список продукции, подпадающей под это регулирование, включает сталь, алюминий, удобрения, цемент, электроэнергию, водород. При этом механизм предусматривает возможность зачета углеродных платежей, произведенных в стране-экспортере.

Ключевые торговые партнеры России — Китай, Индия, Турция, Казахстан и ряд других стран — активно внедряют углеродное регулирование в ответ на европейский трансграничный механизм, отметил Торосов. «Мы понимаем логику наших торговых партнеров. Зачем при экспорте их товаров платить налог на углерод в европейский бюджет, если можно платить его в национальные бюджеты», — сказал он.

Однако, как следствие, эти страны будут выравнивать условия расходов по оплате цены на углерод между товарами, произведенными их компаниями, и товарами, ввезенными из других стран, включая Россию. «И российским экспортерам, вероятно, придется платить в тех странах, в которые сейчас перенаправлен экспорт», — указал представитель Минэкономразвития.

«Нельзя надеяться, что трансграничный механизм углеродного регулирования не затронет нас, поскольку в новых геополитических условиях торговые отношения между Россией и странами ЕС сведены к минимуму. Поэтому мы исходим из тех же соображений: зачем платить налог в бюджеты других стран, когда можно пополнять свой и направлять его на ту же декарбонизацию?» — рассуждает Торосов.

Согласно статистике Федеральной таможенной службы, экспорт из России в Европу в январе—ноябре 2023 года сократился более чем втрое — до $78,4 млрд — по сравнению с $248,3 млрд в том же периоде 2022 года. Экспорт в страны Азии за январь—ноябрь 2023 года достиг $276,1 млрд (рост на 7%).

Вопрос для обсуждения с бизнесом

По словам Торосова, сейчас вопрос платы за углерод выносится на повестку обсуждения с бизнесом и органами власти. Чиновник не исключает, что плата за углерод может быть распространена только на отдельные отрасли или быть связана с определенными продуктами. «О конкретике пока говорить рано», — утверждает он.

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Смотрите также: